EN
24 апреля 2025

Как «Пятерочка» справляется с дефицитом кадров и развивает франшизу

Почему формат магазина у дома становится все более популярным и как развивается франчайзинговое направление X5, РБК спросил у управляющего директора сети «Пятерочка» Владислава Курбатова.

Как вы оцениваете перспективу такого формата, как «магазин у дома», и какую долю в этом сегменте сейчас занимает «Пятерочка»?
— Этот формат занимает наиболее значимую долю в ретейле в целом. И, на мой взгляд, в ближайшие несколько лет он точно будет оставаться самым крупным и продолжит расти. Если говорить о «Пятерочке», то последние три года мы уверенно набираем долю. Сегодня она составляет 12,2% рынка ретейла. В ближайшие три года мы планируем сохранять такие же темпы роста и рассчитываем увеличить ее до 14–14,5%.

Какие стратегические приоритеты и планы сейчас есть у вашей сети на ближайшее будущее?
— Наши стратегические приоритеты в первую очередь соответствуют стратегии всей X5. Мы стремимся стать лучшим омниканальным и технологичным ретейлером в мире. Поскольку доля «Пятерочки» в общем бизнесе X5 довольно велика, от нас многое зависит. Поэтому, планируя наши шаги, мы ориентируемся как на рыночные вызовы, так и на задачи, стоящие перед всей X5.

Конечно, мы фокусируемся на потребностях покупателей и трендах, которые они задают. Это включает в себя спрос на готовую еду, онлайн-торговлю и другие направления. В этом году мы планируем открыть не менее 1 500 — 1 800 магазинов. Я думаю, темпы останутся на уровне прошлых лет, и, возможно, мы откроем чуть более 2 000 магазинов.

Есть ли в планах выход в новые регионы или города?
— В этом году мы точно выйдем в Амурскую область и Благовещенск. Пока других крупных городов, которые бы стояли на карте наших приоритетов, нет, но они могут появиться.

Мы планируем активно развиваться на Дальнем Востоке. При этом на нашей карте развития сегодня присутствует вся география России.

Как развивается ваше франчайзинговое направление? Насколько этот формат сейчас эффективен и как вы планируете его дальше развивать?
— Для нас франчайзинговое направление очень интересно и, на наш взгляд, оно довольно успешно в своем нынешнем формате. Этот формат имеет множество преимуществ. Во-первых, наши партнеры помогают нам быстрее расти в органике. Кроме того, франчайзинг позволяет нам оптимизировать инвестиции: мы можем инвестировать в открытие собственных магазинов, параллельно развивая франшизу.

И самое главное — люди, управляющие небольшим количеством магазинов, как правило, более вовлечены в процесс. Их магазины зачастую показывают даже бóльшую эффективность, чем наши собственные, потому что при большом количестве точек сложнее уделять внимание каждой из них. Все это делает франчайзинговое направление успешным как для нас, так и для наших партнеров.

О востребованности формата говорит тот факт, что в этом году мы привлекли много новых партнеров, желающих открыть франшизу «Пятерочки». При этом наши постоянные партнеры также продолжают открывать все больше магазинов. Это еще раз подтверждает, что модель «Пятерочки» остается привлекательной для инвестирования.

Потребительское поведение меняется все быстрее, особенно в последние годы. Как вы реагируете на эти изменения и что сегодня важно для покупателя — цена, качество или инновации?
— Согласен, изменения действительно происходят все быстрее. Здесь очень важно поймать момент на ранней стадии, чтобы быть более успешным. Думаю, пример с готовой едой это подтверждает — «Пятерочка» вовремя отреагировала на спрос.
Сегодня уже около 75% наших магазинов оснащены пекарнями, а почти в 65% установлены кофемашины. Мы планируем и дальше насыщать ими остальные наши магазины, сегодня это уже элемент нашего CVP.

В «Пятерочке» можно купить самый недорогой, но при этом вкусный кофе. Я сам пробовал его от Калининграда до Владивостока и могу сказать, что качество везде абсолютно одинаковое.

Мы продолжаем развивать готовую еду. Этот тренд сегодня уже поддерживает большинство наших конкурентов. Но благодаря тому, что мы начали немного раньше, сейчас мы впереди. Это позволяет нам привлекать новый трафик и продавать товары, которые мы раньше не продавали. В результате растет плотность продаж.

Второй тренд — это онлайн. От него невозможно спрятаться или отказаться. Очевидно, что мы будем и дальше увеличивать нашу долю в онлайн-продажах. Наша задача — сделать этот сегмент максимально эффективным.

Дефицит кадров остается одним из главных вызовов для всех крупных компаний — как вы с ним справляетесь?
— Несмотря на все сложности на рынке труда — демографические, связанные с миграцией,— этот год мы прошли успешно.

Мы уделяем внимание не только уровню заработной платы и премиальной части, но и активно работаем над удержанием сотрудников с помощью различных дополнительных инициатив, конкурсов и розыгрышей. В конце года мы провели среди сотрудников X5 розыгрыш ценных призов: квартир, автомобилей и других подарков. Один из наших сотрудников выиграл квартиру, другой — машину. Это отличная мотивация.

Кроме материальных стимулов, мы также стараемся поддерживать сотрудников нематериальными вещами. Мы внимательно следим за уровнем их удовлетворенности, и он растет. Это, конечно, нас очень радует.