EN
20 июня 2025

«Мы умеем быстро адаптироваться к любой ситуации» 

О российской продукции на полках магазинов и об импортных товарах, о перспективах онлайн-платформ, а также о планах развития ретейлера X5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») в России рассказала в интервью ТАСС в кулуарах Петербургского международного экономического форума президент компании Екатерина Лобачева.

— В марте представители X5 Group говорили, что, по прогнозам компании, выручка X5 в 2025 году увеличится на 20% по сравнению с прошлым годом. Сохраняет ли компания данный прогноз?

— Да, наш прогноз сохраняется. Наша выручка растет в соответствии с нашими планами, поэтому мы ожидаем, что по итогам года ее рост составит не менее 20%, а рентабельность по EBITDA будет не ниже 6%.

— Ретейлер в текущем году планировал открыть не менее 2 тыс. магазинов. Сохраняете ли этот прогноз? Как будет выглядеть структура открытий по торговым сетям?

— Этот прогноз тоже сохраняем. В этом году мы уже традиционно планируем открытие большого числа «Пятерочек» — сеть магазинов у дома активно развивается, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. «Пятерочка» планирует в этом году открыть не менее 1,5 тыс. магазинов (без учета закрытий — прим. ТАСС). Также у нас большие планы по развитию сети «жестких» дискаунтеров «Чижик», это наш новый быстрорастущий формат. К 2028 году он должен достичь 5 тыс. магазинов, а в этом году откроем 800–900 «Чижиков» — на уровне прошлого года. Что касается сети супермаркетов «Перекресток», у нас запланировано несколько десятков открытий.

Реклама

— В каких регионах из числа тех, где X5 еще не представлена, вы планируете начать операционную деятельность в этом году?

— У нас есть планы по развитию в Амурской области — там первая «Пятерочка» открылась в апреле этого года, а также в Тыве, где мы начали работать в конце прошлого года. Кроме того, есть планы по открытию новых распределительных центров на Дальнем Востоке. Но количество регионов, где мы не представлены, уже сильно сокращается. Есть регионы, где наши магазины работают только по франшизе, — это Еврейская автономная область. Кроме перечисленных, каких-то новых регионов в этом году больше не будет.

— Периодически появляются сообщения о возможности выхода российских торговых сетей и маркетплейсов в ЛНР, ДНР, Херсонскую и Запорожскую области. Рассматривает ли X5 возможность открытия магазинов в этих регионах?

— Сейчас мы придерживаемся стратегии развития на Дальнем Востоке. Мы начали экспансию в дальневосточные регионы в 2020 году, а уже в 2021-м там открылись наши первые магазины. Чтобы сделать работу торговой сети в регионе эффективной, там нужно открыть не меньше определенного количества магазинов. Затем появляется потребность в открытии нового распределительного центра. Поэтому пока, в ближайшие годы, мы будем концентрироваться на Дальнем Востоке, чтобы наше развитие там было эффективным.

— Изучает ли X5 возможность начала работы в других странах?

— Ответ будет таким же. Ретейл — это достаточно низкомаржинальный бизнес, и у нас нет возможности инвестировать в несколько направлений одновременно. Сейчас мы представлены в 75 регионах России, и нам еще есть куда развиваться здесь.

Реклама

— Весной ваш конкурент, «Магнит», заключил сделку по приобретению сети «Азбука вкуса». Рассматривала ли X5 возможность покупки этой сети? Или, может быть, сами планируете премиум-направление развивать?

— Очень сложно сейчас определить, что такое премиум-направление. На наш взгляд, к премиуму относится и магазин в формате «супермаркет», потому что покупатель всегда может найти в них много различных услуг, там есть кафе со свежей выпечкой и с качественной готовой едой, и есть большой выбор свежего мяса, молочной продукции, фруктов и овощей.

Все эти покупательские миссии закрывает наша сеть «Перекресток».

— То есть покупкой «Азбуки вкуса» вы не интересовались?

— Мы изучаем все возможности по сделкам M&A (mergers and acquisitions; сделки слияния и поглощения — прим. ТАСС), но не по всем из них принимаем положительные решения.

— Ведете ли сейчас переговоры по покупке торговых сетей?

— Рынок ретейла уже достаточно консолидирован, и вряд ли сейчас возможны крупные сделки. Если будут стоящие варианты среди небольших региональных торговых сетей — конечно, мы можем рассмотреть такие возможности.

— Зимой X5 и Wildberries & Russ начали тестировать доставку продуктов питания и еды. Можете ли оценить результаты пилотного проекта? И планируете ли запускать аналогичные партнерства с другими онлайн-площадками?

— Оценивать результаты все-таки пока рано, однако, действительно, мы рассматриваем маркетплейсы как еще один канал продаж.

Здесь точно могут быть очень хорошие партнерства, поскольку у нас есть вся инфраструктура, чтобы сохранять качество продуктов при их доставке до конечного покупателя. Но замечу, что у нас есть и собственная доставка, мы тоже планомерно ее развиваем. Уже второй квартал подряд мы лидеры по объему онлайн-продаж товаров повседневного спроса.

— Если говорить об онлайне, сейчас готовится законопроект о платформенной экономике, который, как ожидается, будет регулировать маркетплейсы в России. По мнению компании, каким должно быть это регулирование?

— Действительно, документ давно разрабатывается, и Ассоциация компаний розничной торговли, в которую мы входим, была активным участником разработки этого законопроекта. На наш взгляд, он очень хорошо описывает, что такое платформенная занятость, что такое платформенная экономика, как должны работать элементы этой системы. Но не надо забывать, что регулирование продаж через маркетплейсы не сводится только к закону о платформенной экономике. В последние годы было принято достаточно много поправок в различные законы, которые направлены на обеспечение качества товаров на маркетплейсах, которые помогают покупателям получать достоверную информацию о том или ином товаре, проверять соответствие продукции всем требованиям.

Поэтому, конечно, мы будем ждать принятия закона о платформенной экономике, но работа по совершенствованию регулирования на этом не остановится. Думаю, что в целом платформенная модель — это действительно основа нашего будущего роста.

— Если вернуться к вопросу доступности продуктов питания и непродовольственных товаров, есть ли сейчас какие-то у вас сложности с ввозом товаров и наполнением полок?

— Глобальных сложностей нет. Все-таки более 90% товаров — в некоторых категориях эта доля меньше, в некоторых — больше, — это продукция, производимая на территории России. Что такое импорт для нас? Во-первых, это продукция, которая в нашей стране не произрастает. Во-вторых, это сезонные товары. Классический пример — картофель: как всем известно, его запасы в марте подходят к концу, и мы начинаем импортировать картофель из других стран. Конечно, овощи «борщевого набора» растут в России, но, чтобы их урожай сохранялся круглый год, нужна разветвленная сеть качественных овощехранилищ — к сожалению, пока их не хватает. А для этого нужна определенная технология поддержания свежести продуктов в течение длительного времени, вентиляция, температурный режим и так далее.

Другой момент — волатильность спроса: было очень много примеров, когда на отдельных товарных рынках происходил дефицит из-за всплеска спроса. Сейчас тоже имеют место определенные, скажем так, всплески этой волатильности. И как раз здесь подключается импорт, благодаря которому можно достаточно быстро замещать недостающий объем товаров.

Если же говорить конкретно про X5, у нас достаточно стабильная модель импорта. У нас есть профильная компания, развивающая прямой импорт, мы выстроили работающие логистические пути. Мы умеем быстро адаптироваться к той или иной ситуации. В целом доля импорта товаров в нашем обороте обычно не превышает 7%.

— Сейчас широко обсуждается тема возвращения иностранных брендов на российский рынок. По вашему мнению, должны ли быть какие-либо требования для иностранных компаний для возобновления их работы в России?

— На продовольственном рынке достаточно много продукции, которая производилась на территории России даже под брендами иностранных компаний. Многие из них остались на рынке и продолжают выпускать эту продукцию. Знаю, что на различных уровнях обсуждаются нормативные требования по возвращению того или иного бренда: будет учитываться ряд критериев, такие как необходимость защиты отечественных производителей, нанесение ущерба при уходе с рынка, та или иная модель поведения компании при уходе. И, конечно, возможное партнерство с российским производителем. Будем наблюдать за тем, как будет происходить эта дискуссия.

— Если вернуться к финансовым вопросам. Акции ПАО «Корпоративный центр ИКС 5» (головная компания X5 Group — прим. ТАСС) с 9 января 2025 года начали торговаться на Московской бирже. Как вы оцениваете динамику торгов акциями — устраивает ли вас ликвидность на площадке?

— Действительно, в январе мы вернулись на Московскую биржу — для нас это был достаточно сложный и длинный путь. Сейчас мы видим достаточно хороший объем торгов: ежедневный объем в среднем составляет не менее 1 млрд рублей. Наши акции вошли в лист ожидания на включение в базу расчета индексов Мосбиржи и РТС.

— Какая сейчас доля акций в свободном обращении у X5?

— По данным биржи, сейчас наш free float — 29%, это хороший показатель для нашего рынка. Единственное, я бы сказала, что в целом объем торгов на Московской бирже — он достаточно низкий: оборот акций всех компаний не превышает 100 млрд рублей. Но я знаю, что и Банк России, и правительство изучают вопрос, как увеличивать оборот и ликвидность на фондовом рынке. Будем надеяться, что принятые меры смогут привлечь все большее и большее количество инвесторов, желающих вложиться в ценные бумаги.

— Представители компании говорили, что X5 ждет регуляторных разрешений для возможности выкупа у нидерландской X5 Retail Group N.V. порядка 10% акций российской компании. Когда возможен выкуп?

— Мы подтверждаем намерение выкупить пакет акций у нидерландской компании, мы получили от них официальное требование. Находимся в процессе получения всех регуляторных согласований. Остается вопрос проведения платежа — это тоже будет достаточно непростой процесс. Сейчас мы в процессе согласования технических деталей, которые не можем раскрывать.

— Что произойдет с этим пакетом после выкупа — он будет погашен, продан рынку, останется казначейским?

— Мы не можем обсуждать планы на то, чего у нас пока нет. Будем раскрывать информацию последовательно.

— Совет директоров X5 в марте рекомендовал дивиденды в размере 648 рублей на акцию. Какого уровня дивидендных выплат могут ожидать ваши акционеры в рамках второй выплаты в текущем году?

— У нас есть утвержденная дивидендная политика, мы будем строго ей следовать. Размер следующих дивидендов будет зависеть от финансовых результатов компании по итогам девяти месяцев этого года.