EN
7 мая 2025

Рост без компромиссов: как «Чижик» удерживает цены и запускает доставку

Как «Чижику» удалось так высоко взлететь и как меняется отношение потребителей к формату дискаунтеров, с РБК поделился управляющий директор сети «Чижик» Илья Якубсон.

За несколько лет «Чижик» превратился из эксперимента в полноценного игрока на рынке ретейла. Как это произошло? В чем секрет успеха?
— Мне кажется, что клиентское предложение, которое мы создали и которого до этого не было на рынке, оказалось именно тем, что было нужно стране и нашему покупателю. В чем концепция «Чижика»? Мы предлагаем товары, качество которых соответствует брендам-лидерам рынка, но по значительно более низкой цене. Основные параметры в наших магазинах — это качество и цена. Мы также делаем акцент на легкость выбора и высокую скорость совершения покупок.

Тем не менее многие эксперты говорят о сложной репутации дискаунтеров в России. Как вы работаете с восприятием потребителей и как, по вашему мнению, изменилось отношение к дискаунтерам за последние несколько лет?
— Вы знаете, отношение к слову «дискаунтер» особо не меняется. Как оно было негативным, так и остается. У многих дискаунтер ассоциируется с низким качеством инфраструктуры, товаров и сервиса в целом.

Мы для себя выбрали другой путь: мы не называем «Чижик» дискаунтером. Наша цель — стать лидерами умного потребления, поэтому наш главный слоган сегодня — «Покупай по-умному».

Как работает ваша бизнес-модель и что помогает вам удерживать низкие цены?
— Наша бизнес-модель с первых дней была основана на том, чтобы быть оператором с низкой ценой. Это означает, что мы должны очень качественно закупать товары. И мы успешно это делаем, в том числе благодаря тому, что входим в состав крупнейшей группы в российском ретейле.

Второй важный момент — это высочайшая операционная эффективность на всех этапах производства стоимости. Это касается работы в магазине, на складе, логистики от поставщика до склада и от склада до магазина. Сегодня у нас уже достигнут высочайший уровень производительности труда на всей цепочке поставок, что и позволяет нам удерживать низкие цены.

Как вы находите компромисс между низкой ценой и высоким качеством?

Мы не ищем компромисс. Мы принципиально делаем ставку на высокое качество — как продуктов на полке, так и сервиса в магазине. Это для нас принципиальный вопрос.

Как сейчас меняется потребительское поведение? Замечаете ли вы какие-то изменения в предпочтениях покупателей?
— Прошедшие два года были довольно необычным периодом, когда реальные располагаемые доходы населения росли темпами, которых давно не было. В других форматах был заметен определенный «трейдинг-ап» — переход на более дорогие продукты. Но в «Чижике» такой ситуации быть не может. У нас чаще всего на одну потребность представлено одно СКЮ, максимум два. Поэтому, если покупатель захочет перейти на более дорогой продукт, в нашем магазине такой возможности просто нет.

При этом в прошлом году мы чувствовали себя очень комфортно. И с точки зрения роста продаж, и с точки зрения like-for-like зрелых магазинов, которым больше двух лет, наши показатели были очень высокими.

Самыми быстрорастущими сегментами в прошлом году стали онлайн и дискаунтеры. Вы тоже запустили доставку в прошлом году. Расскажите подробнее, как сейчас развивается этот сервис и какие у вас планы по его дальнейшему развитию?
— Мы понимаем, что в XXI веке невозможно стать игроком номер один в своем сегменте без доставки. Поэтому перед нами стоит задача активно развивать этот сервис. Однако наша бизнес-модель не позволяет делать это в убыток. А многие игроки продолжают инвестировать в доставку, дотируя ее.

Наша цель на ближайшие год-два — достичь уровня доходности онлайн-операций, сопоставимого с рентабельностью офлайн-операций. Это серьезный вызов. Мы знаем, как увеличивать долю продаж в интернете — теперь остается научиться делать это прибыльно.

Есть ли конкретные планы по открытию новых точек в этом году?
— Да, в этом году мы планируем открыть около 800 новых точек.

Какие еще планы стоят перед вами на этот год?
— На самом деле, сейчас мы уже работаем больше над планами на следующие два года. В ретейле результаты текущего года формируются в предыдущем году. У нас большая работа по развитию собственных торговых брендов и логистической инфраструктуры, которая является основой нашего бизнеса.

Также у нас серьезные планы по развитию команды. При таких темпах роста необходимо увеличивать число сотрудников: управляющих магазинов, территориальных менеджеров, специалистов по логистике. Мы понимаем, как будет развиваться наш бизнес на годы вперед, и это требует постоянного расширения команды.

Самый большой вызов сегодня — это рост числа поставщиков. При наших темпах роста многие из поставщиков просто не успевают за нами. Поэтому мы предоставляем нашим партнерам прогнозы на несколько лет вперед, чтобы они могли планировать свои инвестиции.

Такой бурный и мощный рост, конечно, имеет свои вызовы. Но на сегодняшний день, мне кажется, мы с ними довольно успешно справляемся.