Основные показатели отчета о прибылях и убытках(1)
(1) Незначительные отклонения в расчете процентов изменения и итогов в этой и других таблицах настоящего Годового отчета объясняются округлением. Результаты «Копейки» консолидированы с 1 декабря 2010 года.
Млн долл. США |
2011 |
2010 |
% изменения |
Чистая выручка |
15 455,1 |
11 280,5 |
37,0% |
В том числе розничная |
15 397,3 |
11 248,1 |
36,9% |
Валовая прибыль |
3 679,0 |
2 628,8 |
40,0% |
Валовая маржа, % |
23,8% |
23,3% |
|
EBITDA |
1 130,2 |
843,6 |
34,0% |
EBITDA маржа, % |
7,3% |
7,5% |
|
Операционная прибыль |
702,0 |
545,1 |
28,8% |
Операционная маржа, % |
4,5% |
4,8% |
|
Чистая прибыль |
302,2 |
271,2 |
11,4% |
Чистая маржа, % |
2,0% |
2,4% |
|
Динамика чистой выручки и валовой маржи
(2) Консолидировано с 1 апреля 2010 года.
(3) Интернет-бизнес продан 29 апреля 2011 года.
(4) Консолидировано с 1 декабря 2010 года.
Млн долл. США |
2011 |
2010 |
% изменения |
Чистая выручка |
15 455,1 |
11 280,5 |
37,0% |
В том числе розничная |
15 397,3 |
11 248,1 |
36,9% |
Гипермаркеты |
2 267,3 |
2 012,7 |
12,7% |
Супермаркеты |
3 358,2 |
2 737,2 |
22,7% |
«Мягкие» дискаунтеры |
7 840,9 |
6 199,8 |
26,5% |
Магазины «у дома»(2) |
101,8 |
61,2 |
66,5% |
Интернет-торговля(3) |
7,8 |
20,3 |
(61,6%) |
«Копейка»(4) |
1 821,3 |
217,0 |
739,5% |
Валовая прибыль |
3 679,0 |
2 628,8 |
40,0% |
Чистая маржа, % |
23,8% |
23,3% |
|
В 2011 году чистая выручка X5 составила 15 455 млн долл. США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 37,0% в долл. США
и на 32,6% в рублях.
(5) Сравнение объемов розничных продаж сопоставимых магазинов (LFL) за два различных периода времени – это сравнение розничных продаж соответствующих магазинов в рублевом выражении (включая НДС). При расчете роста LFL продаж учитываются магазины, которые работали на протяжении не менее 12 полных месяцев до начала последнего месяца отчетного периода. Их выручка включается в сравнительный анализ с первого дня месяца, следующего за открытием магазина.
Валовая выручка увеличилась на 32,0% в рублях благодаря увеличению роста продаж сопоставимых магазинов (LFL) (5) на 6,0%, открытию
новых магазинов на 12,1% и вкладу от приобретенных магазинов «Копейка», составившему 13,9%. Валовая маржа за 2011 год составила
23,8%, что на 50 базисных пунктов (б. п.) выше по сравнению с 2010 годом.
Коммерческие, общие и административные расходы
Млн долл. США |
2011 |
2010 |
% изменения |
Затраты на персонал |
(1 294,3) |
(1 002,1) |
29,2% |
% от чистой выручки |
8,4% |
8,9% |
|
Расходы по операционной аренде |
(565,4) |
(372,1) |
52,0% |
% от чистой выручки |
3,7% |
3,3% |
|
Прочие расходы на магазины |
(211,7) |
(151,0) |
40,1% |
% от чистой выручки |
1,4% |
1,3% |
|
Амортизация основных средств
и нематериальных активов |
(428,3) |
(298,5) |
43,5% |
% от чистой выручки |
2,8% |
2,6% |
|
Коммунальные расходы |
(326,8) |
(214,3) |
52,5% |
% от чистой выручки |
2,1% |
1,9% |
|
Расходы на услуги третьих сторон |
(110,7) |
(99,7) |
11,0% |
% от чистой выручки |
0,7% |
0,9% |
|
Прочие расходы |
(234,1) |
(86,6) |
170,3% |
% от чистой выручки |
1,5% |
0,8% |
|
Итого |
(3 171,2) |
(2 224,4) |
42,6% |
% от чистой выручки |
20,5% |
19,7% |
|
В 2011 году коммерческие, общие и административные расходы составили
20,5% от чистой выручки, увеличившись на 80 б. п. по сравнению
с предыдущим годом преимущественно за счет интеграции сети «Копейка»
в течение 2011 года. Процесс интеграции потребовал временного
закрытия магазинов для ребрендинга в формат магазинов «Пятерочка»
и «Перекресток», что обусловило определенное давление на операционную
рентабельность, поскольку в период ребрендинга мы продолжали нести
расходы по оплате труда, операционной аренде, коммунальные и прочие
расходы по этим магазинам.
Затраты на персонал в процентах от чистой выручки сократились на 50 б. п.
в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, составив 8,4%. Сокращение
затрат в основном произошло за счет изменения стоимости опционной
программы на 31 декабря 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, и в меньшей степени обусловлено инициативами
по повышению производительности, что способствовало снижению
последствий повышения ставки социальных взносов и одноразовых
расходов, связанных с интеграцией сети «Копейка».
Расходы по операционной аренде в процентах от чистой выручки выросли
в 2011 году на 40 б. п. по сравнению с предыдущим годом, составив 3,7%,
за счет увеличения доли арендованных площадей в нашем портфеле
недвижимости. На 31 декабря 2011 года доля арендованных площадей
в портфеле недвижимости X5 составляла 53,6% по сравнению с 51,6%
годом ранее.
Прочие общие и административные расходы в процентах от чистой выручки
увеличились в 2011 году на 75 б. п. по сравнению с предыдущим годом
до 1,5% за счет выделения резерва под обесценение торговой и прочей
дебиторской задолженности в размере 59,3 млн долл. США. Резерв был
создан в соответствии с учетной политикой Компании. После пересмотра
учетной политики Х5 располагает достаточными средствами для снижения
потребности в создании резервов под обесценение в будущем.
В результате указанных выше факторов показатель EBITDA в 2011 году
составил 1 130 млн долл. США, или 7,3% от чистой выручки.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн долл. США |
2011 |
2010 |
% изменения |
Операционная прибыль |
702,0 |
545,1 |
28,8% |
Финансовые расходы (чистые) |
(297,7) |
(146,2) |
103,6% |
Чистый результат от курсовой разницы |
0,8 |
(13,0) |
- |
Доля в (убытке)/прибыли
ассоциированных компаний |
- |
0,4 |
- |
Прибыль до налога на прибыль |
405,1 |
386,3 |
4,9% |
Налог на прибыль |
(102,9) |
(115,1) |
(10,6%) |
Чистая прибыль |
302,2 |
271,2 |
11,4% |
Чистая маржа, % |
2,0% |
2,4% |
|
Финансовые расходы
Чистые финансовые расходы в 2011 году по сравнению с предыдущим годом
увеличились на 103,6% в долларовом выражении и на 97,0% в рублевом
выражении – в связи с увеличением долга в результате финансирования
приобретения сети «Копейка». Средневзвешенная эффективная процентная
ставка по общему долгу Компании в 2011 году составила около 7,7% годовых
по сравнению с 7,0% в 2010 году. По состоянию на конец 2011 года
долгосрочный долг Компании был полностью деноминирован в российских
рублях.
Результат от курсовой разницы
В 2011 году Компания отразила чистую прибыль от курсовой разницы
в размере 0,8 млн долл. США. Данный показатель является чистым
результатом прибыли от курсовой разницы в первом, втором и четвертом
кварталах, который нивелировал убыток от курсовой разницы в размере
53 млн долл. США в третьем квартале 2011 года, возникший в связи с резким
изменением обменного курса доллара к рублю. Эта прибыль является преимущественно неденежной и отражает переоценку долгосрочного долга
Компании, деноминированного в долларах США, и эффект от опционной
программы. В четвертом квартале 2011 года X5 полностью рефинансировала
свой долговой портфель в российские рубли, что снижает риск для наших
акционеров за счет минимизации влияния колебаний курса рубля по
отношению к доллару США на финансовые результаты Х5.
Налог на прибыль
В 2011 году Компания отразила налог на прибыль в размере 103 млн долл.
США. Эффективная ставка налога на прибыль снизилась в 2011 году до
25,4% по сравнению с 29,8% в 2010 году – за счет инициатив налогового
планирования, реализованных в течение года. Эффективная ставка налога
на прибыль Х5 исторически превышала официально установленную ставку
20,0% в связи с тем, что в России убытки от потери товарных запасов,
расходы по опционной программе и результат от курсовой разницы лишь
частично подлежат вычету из налогооблагаемой базы.