Годовой отчет 2010   RUS

Отчет о прибылях и убытках: основные тенденции и изменения

Основные показатели отчета о прибылях и убытках(1)

Млн. долл. США 2010 2009 % изменения
Чистая выручка, в т.ч. 11 280,5 8 717,4 29
 Чистая розничная выручка 11 248,1 8 674,5 30
Валовая прибыль 2 628,8 2 107,9 25
 Валовая маржа, % 23,3 24,2  
EBITDA 843,6 736,0 15
 EBITDA маржа, % 7,5 8,4  
Операционная прибыль 545,1 467,8 17
 Операционная маржа, % 4,8 5,4  
Чистая прибыль/(убыток) 271,2 165,4 64
 Чистая маржа, % 2,4 1,9  

Динамика чистой выручки и валовой маржи

Млн. долл. США 2010 2009 % изменения
Чистая выручка, в т.ч. 11 280,5 8 717,4 29
 Чистая розничная выручка 11 248,1 8 674,5 30
  Гипермаркеты 2 012,7 1 687,9 19
  Супермаркеты 2 737,2 2 307,2 19
  «Мягкие» дискаунтеры 6 199,8 4 676,3 33
  Магазины у дома(2) 61,2 - н/д
  Интернет-торговля(3) 20,3 3,1 552
  Копейка(4) 217,0 - н/д
Валовая прибыль 2 628,8 2 107,9 25
 Валовая маржа, % 23,3 24,2  

(1)Незначительные отклонения в расчете % изменения и итогов в этой и других таблицах настоящего Годового отчета объясняются округлением. Результаты «Копейки» консолидированы с 1 декабря 2010 года. (2)Консолидировано с апреля 2010. (3)Консолидировано с октября 2009. (4)Консолидировано с декабря 2010.

Чистая выручка X5 за 2010 год составила 11 280 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 29% в долларовом выражении и на 24% в рублевом выражении. Значительный рост чистой выручки в рублевом выражении обусловлен ростом LFL продаж(1) (+7%), открытием новых магазинов (+15%) и приобретением сети «Копейка» (+2%).

В 2010 году рост LFL продаж составил 7%. Благодаря политике реинвестирования валовой маржи в улучшение качества работы наших магазинов, число покупателей превысило 1,2 млрд. человек. В течение 2010 года рост цен на полках Х5 был ниже темпов роста инфляции в стране, что позволяло гражданам сэкономить: так, в декабре 2010 года цены в наших магазинах выросли в среднем на 8,7% по сравнению с предыдущим годом, в то время как официальный уровень продовольственной инфляции в России составил 12,9% за тот же период. В результате Компания продемонстрировала значительный рост показателя LFL, повысив давление на валовую и EBITDA маржу.

В результате валовая маржа в 2010 году составила 23,3%, снизившись на 90 базисных пунктов по сравнению с 2009 годом, что отражает продолжение политики инвестирования в цены.

Коммерческие, общие и административные расходы

Млн. долл. США 2010 2009 % изменения
Затраты на персонал, в т.ч. (1 002,1) (761,2) 32
 % от чистой выручки 8,9 8,7  
 Расходы на опционную программу (63,2) (59,3) 6
 % от чистой выручки 0,6 0,7  
Расходы по операционной аренде (372,1) (264,2) 41
 % от чистой выручки 3,3 3,0  
Прочие расходы на магазины (151,0) (110,8) 36
 % от чистой выручки 1,3 1,3  
Амортизация основных средств и нематериальных активов, в т. ч. (298,5) (268,2) 11
 % от чистой выручки 2,6 3,1  
 Списание незавершенного
 строительства и основных средств
- (48,3) н/д
 % от чистой выручки - 0,6  
Коммунальные расходы (214,3) (154,6) 39
 % от чистой выручки 1,9 1,8  
Расходы на услуги третьих сторон (99,7) (76,5) 30
 % от чистой выручки 0,9 0,9  
Прочие расходы (86,6) (105,2) (18)
 % от чистой выручки 0,8 1,2  
Итого коммерческие, общие и административные расходы (2 224,4) (1 740,6) 28
 % от чистой выручки 19,7 20,0  

(1) Сравнение объемов розничных продаж сопоставимых магазинов (LFL) за два различных периода времени – это сравнение розничных продаж соответствующих магазинов в рублевом выражении (включая НДС). При расчете роста продаж LFL учитываются магазины, которые работали на протяжении не менее двенадцати полных месяцев до начала последнего месяца отчетного периода. Их выручка включается в сравнительный анализ с первого дня месяца, следующего за открытием магазина.

В 2010 году показатель EBITDA составил 844 млн. долл. США. EBITDA маржа составила 7,5%.

Коммерческие, общие и административные расходы в 2010 году составили 2 224 млн. долл. США и снизились на 30 базисных пунктов (по сравнению с предыдущим годом) в процентах от выручки до 19,7%. Инфляция расходов на персонал, аренда и коммунальные услуги оказали значительное давление на коммерческие, общие и административные расходы в 2010 году. На показатель также повлиял ускоренный темп открытия новых магазинов (с продажами в периоде раскрутки) во втором полугодии 2010 года.

Расходы на персонал как процент от выручки в 2010 году выросли на 20 базисных пунктов в процентах от выручки с 8,7% до 8,9%. Без учета расходов на опционную программу этот показатель вырос с 8,0% до 8,3%. К концу года в Компании насчитывалось около 90 000 сотрудников (включая около 13 000 сотрудников приобретенной сети «Копейка»). Без учета «Копейки», которая была приобретена в декабре 2010 года, общая численность персонала Х5 на конец года составила 75 548 сотрудников по сравнению с 68 457 сотрудниками годом ранее. Рост штата был обусловлен главным образом ростом числа новых магазинов и расширением логистической инфраструктуры. Вместе с тем 10% рост численности сотрудников оказался заметно ниже роста торговых площадей, составившего 19%, поскольку в 2010 году Компания продолжила реализацию программы повышения производительности труда персонала магазинов. Заработная плата сотрудников выросла в среднем на 10% в соответствии с тенденциями на рынке труда.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн. долл. США 2010 2009 % изменения
Операционная прибыль 545,1 467,8 17
 Финансовые расходы (чистые) (146,2) (154,1) (5)
 Чистый результат от курсовой разницы (13,0) (45,7) (72)
 Доля в убытке ассоциированных компаний 0,4 (4,0) н/д
Прибыль до налога на прибыль 386,3 264,0 46
 Налог на прибыль (115,1) (98,6) 17
Чистая прибыль 271,2 165,4 64
 Чистая маржа, % 2,4 1,9  

Расходы на аренду выросли на 30 базисных пунктов в процентах от выручки в связи с ростом арендных ставок на фоне постепенного восстановления рынка коммерческой недвижимости и увеличения доли арендованных магазинов. В конце 2010 года X5 арендовала 52% от общей торговой площади всех магазинов против 43% годом ранее.

В 2010 году тарифы на электричество и тепло выросли в среднем на 20%, что привело к росту расходов на электроэнергию на 10 базисных пунктов в процентах от выручки по сравнению с 2009 годом.

Финансовые расходы
Чистые финансовые расходы за 2010 год по сравнению с предыдущим годом снизились на 5% в долларовом выражении и на 9% в рублевом выражении благодаря снижению процентных ставок. Эффективная процентная ставка по долговому портфелю X5 по итогам 2010 года составила примерно 7%.

Прибыль / (убыток) от курсовой разницы
За 2010 год Компания отразила убыток от курсовой разницы в размере 13 млн. долл. США, ставший следствием колебаний валютного курса в течение года. Этот убыток является преимущественно неденежным и отражает переоценку долга Компании, деноминированного в долларах США. Во второй половине 2010 года Х5 значительно сократила степень валютного риска за счет сокращения долга в долларах США до 391 млн. долл. США с 1,1 млрд. долл. США годом ранее.

Налог на прибыль
Эффективная ставка налога на прибыль в 2010 году составила 30% против 37% в 2009 году. Эффективная ставка налога на прибыль выше официально установленной ставки по следующим причинам: во-первых, в России убытки от потери товарных запасов не подлежат вычету из налогооблагаемой базы, во-вторых, расходы на опционную программу и убыток от курсовой разницы не полностью подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Снижение долга в долларах США в 2010 году, помимо прочих факторов, оказало благоприятное влияние на эффективную ставку налога на прибыль.