|
Основные показатели отчета о прибылях и убытках(1)
Млн. долл. США |
2010 |
2009 |
% изменения |
Чистая выручка, в т.ч. |
11 280,5 |
8 717,4 |
29 |
Чистая розничная выручка |
11 248,1 |
8 674,5 |
30 |
Валовая прибыль |
2 628,8 |
2 107,9 |
25 |
Валовая маржа, % |
23,3 |
24,2 |
|
EBITDA |
843,6 |
736,0 |
15 |
EBITDA маржа, % |
7,5 |
8,4 |
|
Операционная прибыль |
545,1 |
467,8 |
17 |
Операционная маржа, % |
4,8 |
5,4 |
|
Чистая прибыль/(убыток) |
271,2 |
165,4 |
64 |
Чистая маржа, % |
2,4 |
1,9 |
|
Динамика чистой выручки и валовой маржи
Млн. долл. США |
2010 |
2009 |
% изменения |
Чистая выручка, в т.ч. |
11 280,5 |
8 717,4 |
29 |
Чистая розничная выручка |
11 248,1 |
8 674,5 |
30 |
Гипермаркеты |
2 012,7 |
1 687,9 |
19 |
Супермаркеты |
2 737,2 |
2 307,2 |
19 |
«Мягкие» дискаунтеры |
6 199,8 |
4 676,3 |
33 |
Магазины у дома(2) |
61,2 |
- |
н/д |
Интернет-торговля(3) |
20,3 |
3,1 |
552 |
Копейка(4) |
217,0 |
- |
н/д |
Валовая прибыль |
2 628,8 |
2 107,9 |
25 |
Валовая маржа, % |
23,3 |
24,2 |
|
(1)Незначительные отклонения в расчете % изменения и итогов в этой и других таблицах настоящего Годового отчета объясняются округлением. Результаты «Копейки» консолидированы с 1 декабря 2010 года. (2)Консолидировано с апреля 2010. (3)Консолидировано с октября 2009. (4)Консолидировано с декабря 2010.
Чистая выручка X5 за 2010 год составила 11 280 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 29% в долларовом выражении и на 24% в рублевом выражении. Значительный рост чистой выручки в рублевом выражении обусловлен ростом LFL продаж(1) (+7%), открытием новых магазинов (+15%) и приобретением сети «Копейка» (+2%).
В 2010 году рост LFL продаж составил 7%. Благодаря политике реинвестирования валовой маржи в улучшение качества работы наших магазинов, число покупателей превысило 1,2 млрд. человек. В течение 2010 года рост цен на полках Х5 был ниже темпов роста инфляции в стране, что позволяло гражданам сэкономить: так, в декабре 2010 года цены в наших магазинах выросли в среднем на 8,7% по сравнению с предыдущим годом, в то время как официальный уровень продовольственной инфляции в России составил 12,9% за тот же период. В результате Компания продемонстрировала значительный рост показателя LFL, повысив давление на валовую и EBITDA маржу.
В результате валовая маржа в 2010 году составила 23,3%, снизившись на 90 базисных пунктов по сравнению с 2009 годом, что отражает продолжение политики инвестирования в цены.
Коммерческие, общие и административные расходы
Млн. долл. США |
2010 |
2009 |
% изменения |
Затраты на персонал, в т.ч. |
(1 002,1) |
(761,2) |
32 |
% от чистой выручки |
8,9 |
8,7 |
|
Расходы на опционную программу |
(63,2) |
(59,3) |
6 |
% от чистой выручки |
0,6 |
0,7 |
|
Расходы по операционной аренде |
(372,1) |
(264,2) |
41 |
% от чистой выручки |
3,3 |
3,0 |
|
Прочие расходы на магазины |
(151,0) |
(110,8) |
36 |
% от чистой выручки |
1,3 |
1,3 |
|
Амортизация основных средств и нематериальных активов, в т. ч. |
(298,5) |
(268,2) |
11 |
% от чистой выручки |
2,6 |
3,1 |
|
Списание незавершенного
строительства и основных средств |
- |
(48,3) |
н/д |
% от чистой выручки |
- |
0,6 |
|
Коммунальные расходы |
(214,3) |
(154,6) |
39 |
% от чистой выручки |
1,9 |
1,8 |
|
Расходы на услуги третьих сторон |
(99,7) |
(76,5) |
30 |
% от чистой выручки |
0,9 |
0,9 |
|
Прочие расходы |
(86,6) |
(105,2) |
(18) |
% от чистой выручки |
0,8 |
1,2 |
|
Итого коммерческие, общие и административные расходы |
(2 224,4) |
(1 740,6) |
28 |
% от чистой выручки |
19,7 |
20,0 |
|
(1) Сравнение объемов розничных продаж сопоставимых магазинов (LFL) за два различных периода времени – это сравнение розничных продаж соответствующих магазинов в рублевом выражении (включая НДС). При расчете роста продаж LFL учитываются магазины, которые работали на протяжении не менее двенадцати полных месяцев до начала последнего месяца отчетного периода. Их выручка включается в сравнительный анализ с первого дня месяца, следующего за открытием магазина.
В 2010 году показатель EBITDA составил 844 млн. долл. США. EBITDA маржа составила 7,5%.
Коммерческие, общие и административные расходы в 2010 году составили 2 224 млн. долл. США и снизились на 30 базисных пунктов (по сравнению с предыдущим годом) в процентах от выручки до 19,7%. Инфляция расходов на персонал, аренда и коммунальные услуги оказали значительное давление на коммерческие, общие и административные расходы в 2010 году. На показатель также повлиял ускоренный темп открытия новых магазинов (с продажами в периоде раскрутки) во втором полугодии 2010 года.
Расходы на персонал как процент от выручки в 2010 году выросли на 20 базисных пунктов в процентах от выручки с 8,7% до 8,9%. Без учета расходов на опционную программу этот показатель вырос с 8,0% до 8,3%. К концу года в Компании насчитывалось около 90 000 сотрудников (включая около 13 000 сотрудников приобретенной сети «Копейка»). Без учета «Копейки», которая была приобретена в декабре 2010 года, общая численность персонала Х5 на конец года составила 75 548 сотрудников по сравнению с 68 457 сотрудниками годом ранее. Рост штата был обусловлен главным образом ростом числа новых магазинов и расширением логистической инфраструктуры. Вместе с тем 10% рост численности сотрудников оказался заметно ниже роста торговых площадей, составившего 19%, поскольку в 2010 году Компания продолжила реализацию программы повышения производительности труда персонала магазинов. Заработная плата сотрудников выросла в среднем на 10% в соответствии с тенденциями на рынке труда.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн. долл. США |
2010 |
2009 |
% изменения |
Операционная прибыль |
545,1 |
467,8 |
17 |
Финансовые расходы (чистые) |
(146,2) |
(154,1) |
(5) |
Чистый результат от курсовой разницы |
(13,0) |
(45,7) |
(72) |
Доля в убытке ассоциированных компаний |
0,4 |
(4,0) |
н/д |
Прибыль до налога на прибыль |
386,3 |
264,0 |
46 |
Налог на прибыль |
(115,1) |
(98,6) |
17 |
Чистая прибыль |
271,2 |
165,4 |
64 |
Чистая маржа, % |
2,4 |
1,9 |
|
Расходы на аренду выросли на 30 базисных пунктов в процентах от выручки в связи с ростом арендных ставок на фоне постепенного восстановления рынка коммерческой недвижимости и увеличения доли арендованных магазинов. В конце 2010 года X5 арендовала 52% от общей торговой площади всех магазинов против 43% годом ранее.
В 2010 году тарифы на электричество и тепло выросли в среднем на 20%, что привело к росту расходов на электроэнергию на 10 базисных пунктов в процентах от выручки по сравнению с 2009 годом.
Финансовые расходы
Чистые финансовые расходы за 2010 год по сравнению с предыдущим годом снизились на 5% в долларовом выражении и на 9% в рублевом выражении благодаря снижению процентных ставок. Эффективная процентная ставка по долговому портфелю X5 по итогам 2010 года составила примерно 7%.
Прибыль / (убыток) от курсовой разницы
За 2010 год Компания отразила убыток от курсовой разницы в размере 13 млн. долл. США, ставший следствием колебаний валютного курса в течение года. Этот убыток является преимущественно неденежным и отражает переоценку долга Компании, деноминированного в долларах США. Во второй половине 2010 года Х5 значительно сократила степень валютного риска за счет сокращения долга в долларах США до 391 млн. долл. США с 1,1 млрд. долл. США годом ранее.
Налог на прибыль
Эффективная ставка налога на прибыль в 2010 году составила 30% против 37% в 2009 году. Эффективная ставка налога на прибыль выше официально установленной ставки по следующим причинам: во-первых, в России убытки от потери товарных запасов не подлежат вычету из налогооблагаемой базы, во-вторых, расходы на опционную программу и убыток от курсовой разницы не полностью подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Снижение долга в долларах США в 2010 году, помимо прочих факторов, оказало благоприятное влияние на эффективную ставку налога на прибыль.
|
|