Персонал X5

Компания является одним из крупнейших работодателей на российском рынке труда. На конец 2011 года штат X5 составил около 100 000 человек. В результате интеграции сети «Копейка» за год штат Компании увеличился на 9 300 сотрудников, включая 400 сотрудников головного офиса, занявших различные должности, в том числе руководящие.

Политика X5 в области социального обеспечения сотрудников
В пакет социальных льгот, предложенный Компанией своим сотрудникам в 2011 году, входят следующие льготы:

  • медицинская страховка;
  • страхование жизни;
  • выплаты по нетрудоспособности;
  • дополнительные выплаты сотрудникам (материальная помощь);
  • дополнительные дни к отпуску;
  • скидки на покупки в магазинах Компании;
  • перевозка / служебный транспорт.

В 2011 году Компанией выделены дополнительные средства на финансирование программ медицинского страхования и страхования жизни сотрудников. Сегодня программы страхования распространяются не только на сотрудников офиса, но и на руководящий персонал магазинов. Кроме того, новые члены нашего коллектива теперь получают страховую защиту сразу после прихода в Компанию, а не спустя три месяца испытательного срока, как это было в предыдущие годы.

Сотрудники, на которых не распространяется действие страховых программ, а также члены их семей, могут приобретать страховки по корпоративным ценам X5.

Компания развивает и пропагандирует свою программу «Скидка», по которой партнеры Компании, среди которых есть туристические агентства, фитнес- клубы, банки и образовательные центры, делают нашим сотрудникам специальные предложения. В 2011 году действие программы «Скидка» распространялось только на сотрудников головного офиса, но в 2012 году мы планируем включить в программу региональные филиалы, розничные подразделения и логистику.

Система ежегодной оценки сотрудников
В 2011 году Компания продолжила развивать систему ежегодной оценки сотрудников «Компас X5». Этот инструмент чрезвычайно важен для эффективного управления персоналом и оценки эффективности деятельности сотрудников, который:

  • помогает доводить до сведения сотрудников оценку руководством достигнутых ими результатов, определяет области, в которых компетенция сотрудников высока, а также области, нуждающиеся в дальнейшем профессиональном развитии и росте;
  • помогает руководителям принимать кадровые решения и устанавливает четкую зависимость между эффективностью труда сотрудников и их вознаграждением, а также
  • позволяет Компании поднимать профессиональные стандарты на новый уровень и повышать эффективность бизнеса.

В процессе оценки каждый сотрудник получает индивидуальную оценку, на основе которой рассчитываются ежегодные бонусы, что делает процесс прозрачным и понятным. Эти индивидуальные оценки также используются в графиках обучения сотрудников. Графики обучения учитываются отделом кадров в планировании карьерного роста и продвижений по службе.

Награждение сотрудников
В Х5 развита система нематериальной мотивации персонала. Основным инструментом неденежного стимулирования сотрудников является система корпоративных наград, в рамках которой до 2 000 сотрудников офисов, розничных и логистических подразделений ежегодно получают ордена и медали Х5.

Внутрикорпоративные коммуникации
В 2011 году в рамках преобразования Компании в подлинно мультиформатную организацию мы провели реорганизацию системы внутрикорпоративных коммуникаций Компании для удовлетворения потребностей каждого из форматов. Например, X5 выпускает внутрикорпоративные газеты для офисных сотрудников, персонала отделов логистики, магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Используемая Компанией система внутрикорпоративных коммуникаций получила признание бизнес-сообщества – в 2011 году мы получили три награды за деятельность в этой сфере, в том числе награду за лучшее издание для сотрудников, которая была присуждена Компании на Саммите российских компаний-ритейлеров в категории «Внутрикорпоративные коммуникации».

Партнеры в области образования
Компания заинтересована в найме на работу молодых специалистов с теоретическими знаниями в области экономики и торговли и высоким потенциалом к карьерному росту. В 2011 году Компания стала сотрудничать с ведущими образовательными учреждениями России, в том числе с Московским государственным университетом, Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова, Российским университетом экономики и торговли и различными колледжами. X5 предоставляет студентам вузов возможность проходить практику в головном офисе Компании или в магазинах «Перекресток» и «Зеленый перекресток». В целях поиска и привлечения профессионалов Компания принимает активное участие в ярмарках вакансий, проводимых различными университетами.

Сотрудники X5 принимают участие в работе круглых столов и конференций для студентов и выпускников вузов. Мы помогаем разрабатывать учебные программы, обучающие навыкам, в которых бизнес нуждается сегодня. В магазинах «Карусель» мы проводим мастер-классы для студентов московских колледжей, направленные на развитие у студентов практических навыков работы в розничной торговле.

Привлечение и обучение одаренных сотрудников
Реализуемая Компанией программа «Кадровый резерв» помогает нам планировать и удовлетворять потребности в новых сотрудниках, отбирая потенциальных кандидатов на руководящие и административные посты в магазинах и проводя оценку и обучение для работы в новых должностях. В 2011 году число участников программы, прошедших через центры оценки, превысило 1 900: 63% от этого числа составили сотрудники Компании, планировавшие получить повышение по службе, и 37% – кандидаты со стороны. В результате было заполнено более 600 управленческих вакансий в магазинах Компании.

В конце 2011 года Компания пересмотрела и расширила перечень профессиональных качеств, необходимых для сотрудников всех уровней. Возобновление процедур внутреннего контроля и повышение квалификации персонала стало одной из ключевых целей Компании на 2012 год. Также мы планируем дальнейшее усовершенствование программы «Кадровый резерв» с целью выявления перспективных сотрудников, способных занять руководящие должности, развития карьеры одаренных сотрудников Компании и анализа кадровых рисков.

Обучение и развитие персонала
X5 придает огромное значение профессиональной подготовке и развитию менеджеров, персонала магазинов и работников распределительных центров.

Опыт топ-менеджеров и профессионализм сотрудников магазинов являются залогом успешного роста операционных показателей Компании и достижения X5 своих стратегических целей. Только хорошо подготовленная сплоченная команда сможет обеспечить достойный уровень обслуживания покупателей и способствовать росту продаж в наших магазинах.

По сравнению с предыдущим годом в 2011 году число сотрудников, прошедших обучение в учебных центрах Компании, уменьшилось до 56 000, поскольку с развитием обучающих инициатив в магазинах некоторые образовательные функции были переданы непосредственно торговым объектам.

В течение года учебные программы были направлены на практические навыки работы в магазинах, в том числе на способы сокращения потерь в наших магазинах и повышение качества обслуживания покупателей.

В 2011 году мы провели несколько тренингов для директоров магазинов и их заместителей. Тренинги посетило примерно 7 200 сотрудников. Тренинги были посвящены различным аспектам управления персоналом, в том числе распределению ответственности, мотивации и контролю, анализу бизнес- ситуаций и управлению, а также управлению качеством обслуживания, урегулированию конфликтов и лидерству.

Стандартизация и оптимизация учебных программ для сотрудников различных уровней, а также дальнейшее развитие учебных программ для магазинов с целеполаганием для каждого формата станут для Компании основными тенденциями в обучении и развитии на 2012 год. Мы сосредоточимся на тренингах для операционных менеджеров всех уровней – директоров магазинов, администраторов, региональных и операционных директоров.

Еще одно направление развития – дистанционное обучение. Мы запустим нашу обучающую платформу и пробные тренинги для магазинов, в том числе компьютерное тестирование персонала.