Компания является одним из крупнейших работодателей на российском
рынке труда. На конец 2011 года штат X5 составил около 100 000 человек.
В результате интеграции сети «Копейка» за год штат Компании увеличился
на 9 300 сотрудников, включая 400 сотрудников головного офиса, занявших
различные должности, в том числе руководящие.
Политика X5 в области социального обеспечения сотрудников
В пакет социальных льгот, предложенный Компанией своим сотрудникам
в 2011 году, входят следующие льготы:
- медицинская страховка;
- страхование жизни;
- выплаты по нетрудоспособности;
- дополнительные выплаты сотрудникам (материальная помощь);
- дополнительные дни к отпуску;
- скидки на покупки в магазинах Компании;
- перевозка / служебный транспорт.
В 2011 году Компанией выделены дополнительные средства на
финансирование программ медицинского страхования и страхования жизни
сотрудников. Сегодня программы страхования распространяются не только
на сотрудников офиса, но и на руководящий персонал магазинов. Кроме
того, новые члены нашего коллектива теперь получают страховую защиту
сразу после прихода в Компанию, а не спустя три месяца испытательного
срока, как это было в предыдущие годы.
Сотрудники, на которых не распространяется действие страховых программ,
а также члены их семей, могут приобретать страховки по корпоративным
ценам X5.
Компания развивает и пропагандирует свою программу «Скидка», по которой
партнеры Компании, среди которых есть туристические агентства, фитнес-
клубы, банки и образовательные центры, делают нашим сотрудникам
специальные предложения. В 2011 году действие программы «Скидка»
распространялось только на сотрудников головного офиса, но в 2012 году
мы планируем включить в программу региональные филиалы, розничные
подразделения и логистику.
Система ежегодной оценки сотрудников
В 2011 году Компания продолжила развивать систему ежегодной
оценки сотрудников «Компас X5». Этот инструмент чрезвычайно важен
для эффективного управления персоналом и оценки эффективности
деятельности сотрудников, который:
- помогает доводить до сведения сотрудников оценку руководством
достигнутых ими результатов, определяет области, в которых компетенция
сотрудников высока, а также области, нуждающиеся в дальнейшем
профессиональном развитии и росте;
-
- помогает руководителям принимать кадровые решения и устанавливает
четкую зависимость между эффективностью труда сотрудников и их
вознаграждением, а также
- позволяет Компании поднимать профессиональные стандарты на новый
уровень и повышать эффективность бизнеса.
В процессе оценки каждый сотрудник получает индивидуальную оценку,
на основе которой рассчитываются ежегодные бонусы, что делает процесс прозрачным и понятным. Эти индивидуальные оценки также используются
в графиках обучения сотрудников. Графики обучения учитываются отделом
кадров в планировании карьерного роста и продвижений по службе.
Награждение сотрудников
В Х5 развита система нематериальной мотивации персонала. Основным
инструментом неденежного стимулирования сотрудников является система
корпоративных наград, в рамках которой до 2 000 сотрудников офисов,
розничных и логистических подразделений ежегодно получают ордена
и медали Х5.
Внутрикорпоративные коммуникации
В 2011 году в рамках преобразования Компании в подлинно
мультиформатную организацию мы провели реорганизацию системы
внутрикорпоративных коммуникаций Компании для удовлетворения
потребностей каждого из форматов. Например, X5 выпускает
внутрикорпоративные газеты для офисных сотрудников, персонала отделов
логистики, магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
Используемая Компанией система внутрикорпоративных коммуникаций
получила признание бизнес-сообщества – в 2011 году мы получили три
награды за деятельность в этой сфере, в том числе награду за лучшее
издание для сотрудников, которая была присуждена Компании на Саммите
российских компаний-ритейлеров в категории «Внутрикорпоративные
коммуникации».
Партнеры в области образования
Компания заинтересована в найме на работу молодых специалистов
с теоретическими знаниями в области экономики и торговли и высоким
потенциалом к карьерному росту. В 2011 году Компания стала сотрудничать
с ведущими образовательными учреждениями России, в том числе
с Московским государственным университетом, Российским экономическим
университетом им. Г. В. Плеханова, Российским университетом экономики
и торговли и различными колледжами. X5 предоставляет студентам
вузов возможность проходить практику в головном офисе Компании или
в магазинах «Перекресток» и «Зеленый перекресток». В целях поиска
и привлечения профессионалов Компания принимает активное участие
в ярмарках вакансий, проводимых различными университетами.
Сотрудники X5 принимают участие в работе круглых столов и конференций
для студентов и выпускников вузов. Мы помогаем разрабатывать учебные
программы, обучающие навыкам, в которых бизнес нуждается сегодня.
В магазинах «Карусель» мы проводим мастер-классы для студентов
московских колледжей, направленные на развитие у студентов практических
навыков работы в розничной торговле.
Привлечение и обучение одаренных сотрудников
Реализуемая Компанией программа «Кадровый резерв» помогает нам
планировать и удовлетворять потребности в новых сотрудниках, отбирая
потенциальных кандидатов на руководящие и административные посты
в магазинах и проводя оценку и обучение для работы в новых должностях.
В 2011 году число участников программы, прошедших через центры оценки,
превысило 1 900: 63% от этого числа составили сотрудники Компании,
планировавшие получить повышение по службе, и 37% – кандидаты со
стороны. В результате было заполнено более 600 управленческих вакансий
в магазинах Компании.
В конце 2011 года Компания пересмотрела и расширила перечень
профессиональных качеств, необходимых для сотрудников всех уровней.
Возобновление процедур внутреннего контроля и повышение квалификации
персонала стало одной из ключевых целей Компании на 2012 год. Также
мы планируем дальнейшее усовершенствование программы «Кадровый
резерв» с целью выявления перспективных сотрудников, способных
занять руководящие должности, развития карьеры одаренных сотрудников
Компании и анализа кадровых рисков.
Обучение и развитие персонала
X5 придает огромное значение профессиональной подготовке и развитию
менеджеров, персонала магазинов и работников распределительных
центров.
Опыт топ-менеджеров и профессионализм сотрудников магазинов
являются залогом успешного роста операционных показателей Компании
и достижения X5 своих стратегических целей. Только хорошо подготовленная
сплоченная команда сможет обеспечить достойный уровень обслуживания
покупателей и способствовать росту продаж в наших магазинах.
По сравнению с предыдущим годом в 2011 году число сотрудников,
прошедших обучение в учебных центрах Компании, уменьшилось до 56 000,
поскольку с развитием обучающих инициатив в магазинах некоторые
образовательные функции были переданы непосредственно торговым
объектам.
В течение года учебные программы были направлены на практические
навыки работы в магазинах, в том числе на способы сокращения потерь
в наших магазинах и повышение качества обслуживания покупателей.
В 2011 году мы провели несколько тренингов для директоров магазинов и их
заместителей. Тренинги посетило примерно 7 200 сотрудников. Тренинги
были посвящены различным аспектам управления персоналом, в том числе
распределению ответственности, мотивации и контролю, анализу бизнес-
ситуаций и управлению, а также управлению качеством обслуживания,
урегулированию конфликтов и лидерству.
Стандартизация и оптимизация учебных программ для сотрудников
различных уровней, а также дальнейшее развитие учебных программ
для магазинов с целеполаганием для каждого формата станут для
Компании основными тенденциями в обучении и развитии на 2012 год. Мы
сосредоточимся на тренингах для операционных менеджеров всех уровней –
директоров магазинов, администраторов, региональных и операционных
директоров.
Еще одно направление развития – дистанционное обучение. Мы запустим
нашу обучающую платформу и пробные тренинги для магазинов, в том числе
компьютерное тестирование персонала.