Годовой отчет 2010   RUS

Управление персоналом

Свою главную социальную роль X5 видит в развитии современной сетевой торговли, созданию недискриминационных условий работы на рынке и, как следствие, содействии росту отечественной экономики в целом. Взаимодействие Компании и общества находит отражение в развитии инфраструктурных проектов и социальных программ, в которые мы инвестируем, а также в отношении к сотрудникам. Компания является одним из крупнейших работодателей страны, численность персонала Х5 к концу 2010 года достигла почти 90 000 человек, с учетом 13 000 новых сотрудников присоединившихся к Х5 благодаря приобретению сети «Копейка».

В течение 2010 года более 63 000 сотрудников прошли обучение в региональных мультиформатных учебных центрах X5 по сравнению с 43 000 в 2009 году. Компания уделяет большое внимание вопросам обучения и развития персонала, тем самым способствуя повышению лояльности сотрудников, росту производительности труда и улучшению обслуживания покупателей.

Корпоративная культура

Для достижения амбициозных задач, поставленных Компанией на ближайшие годы, было принято решение обновить нашу ключевую систему координат: Миссию, Видение и Ценности, а также несколько изменить принципы Корпоративной культуры. Ожидается, что обновленная философия X5 поможет повысить вовлеченность сотрудников в достижение стратегических целей Компании.

Наша Миссия – «Довольный Клиент». Это главное условие процветания нашей Компании, а также благосостояния ее акционеров и сотрудников. Потребности клиента – основной ориентир, определяющий выборы Компании и каждого сотрудника. Удовлетворение этих потребностей – наша ключевая задача.

Видение – наш образ организации в будущем: «Лучшие в своем деле». Каждый из нас стремится к совершенству, в том числе и быть лучшим в своей профессиональной деятельности, а Компания в целом – лучшей на рынке розничной торговли.

«Честность», «Эффективность» и «Партнерство» – наши Ценности. Эти критерии не придуманы, они скорее выделены в качестве ключевых основополагающих принципов, задающих нормы поведения и обеспечивающих успех любых долгосрочных отношений.

Ключевая роль руководителя

От руководителей всех уровней зависит в первую очередь правильная трансляция всех изменений, происходящих в Компании, своим сотрудникам. Именно они являются основным инструментом и движущей силой развития бизнеса. Только вовлеченный в достижение стратегических целей и разделяющий корпоративные ценности руководитель способен вдохновить и повести за собой всю команду. В начале 2011 года мы запускаем проект по вовлечению руководителей в процесс трансляции целей и ценностей Компании.

В продолжение опроса, проведенного в 2009 году, для оценки уровня вовлеченности наших сотрудников, уже в начале 2011 года мы организуем первый опрос для оценки вовлеченности руководителей, чтобы можно было устранить узкие места, создав все необходимые условия для укрепления среди сотрудников корпоративных ценностей.

Политика HR направлена на достижение стратегических целей Компании

Мы корректируем политику управления персоналом, чтобы еще больше содействовать Компании в достижении своих стратегических целей. В 2010 году мы приняли решение развивать ряд значимых проектов, реализация которых была упрощена благодаря внедрению SAP for HR.

Формирование кадрового резерва

Кадровый резерв на менеджерские позиции в магазинах быстро исчерпывается в связи с высокими темпами роста Компании. Кроме того на рынке существует серьезная нехватка готовых кадров – директоров магазинов и заместителей. В связи с этим в Х5 принято решение формировать внешний кадровый резерв путем привлечения на работу в Компанию выпускников профильных колледжей. Мы заключаем стратегические соглашения с колледжами, выбираем лучших студентов старших курсов и принимаем их на стажировку в нашей Компании. Мы также тщательно отбираем кадры для позиций специалистов: поваров, пекарей, кондитеров. В октябре 2010 года соответствующая программа стартовала в четырех городах России – в Екатеринбурге (Уральский филиал), Ярославле и Твери (Центральный филиал), а также в Нижнем Новгороде (Волго-Вятский филиал). Планируется, что в 2011-2012 годах она охватит все филиалы Компании.

Обучение и развитие персонала

X5 придает огромное значение вопросам профессиональной подготовки и развитию менеджеров центрального офиса, персонала магазинов и работников распределительных центров.

Опыт топ-менеджеров и профессионализм сотрудников магазинов является залогом успешного роста операционных показателей Компании и достижения Х5 своих стратегических целей. Только хорошо подготовленная сплоченная команда сможет обеспечить достойный уровень обслуживания покупателей и способствовать росту продаж в наших магазинах.

Модернизация учебных центров

Компания использует 15 региональных мультиформатных учебных центров, где можно пройти ряд обучающих программ, открывающих перед сотрудниками широкие возможности для профессионального развития. В 2010 году более 63 000 сотрудников прошли обучение в региональных мультиформатных учебных центрах X5 по сравнению с 43 000 в 2009 году.

В 2010 году мы начали активную перестройку учебных центров в соответствии с потребностями быстро растущего бизнеса. Мы обновляем инфраструктуру и пополняем штат профессиональных преподавателей, так как нагрузка на преподавателей с каждым днем растет. Одним из основных направлений развития всех учебных центров будет обновление программы повышения квалификации для сотрудников торговых объектов, с целью сокращения потерь в наших магазинах, улучшения обслуживания покупателей, а также ускоренного роста нашей Компании в целом.

Развитие обучения в магазинах

Мы стали уделять больше внимания обучению персонала в наших магазинах. В 2011 году обучение базового персонала частично будет передано непосредственно торговым объектам. Экспансия «школ-магазинов» охватит все форматы и все филиалы. Кроме того, особое внимание будет уделяться пост-тренинговому сопровождению «новичков» в магазинах и на распределительных центрах, что позволит закреплять навыки и знания более эффективно благодаря контролю директоров и менеджеров объектов.

В связи с экспансией в новые регионы мы разработали специальные принципы обучения персонала: одному из пяти открытых магазинов в новом регионе мы будем присваивать статус «школы-магазина», оснащать этот магазин дополнительным оборудованием и принимать новых сотрудников на обучение.

Обучение сотрудников распределительных центров

Управление персоналом в логистике играет очень важную роль в развитии логистической инфраструктуры и совершенствовании системы управления цепочками поставок. В 2010 году мы запустили программу профессионального обучения для руководителей логистических подразделений и тренинги для сотрудников распределительных центров. В 2011 году мы планируем открытие учебных классов на базе РЦ, что позволит обучать персонал на местах.

Модернизация системы вознаграждения сотрудников

В 2010 году Компания достигла существенных результатов в повышении эффективности системы оплаты труда. В частности, летом 2010 года были пересмотрены заработные платы сотрудников на основе рыночных данных и оценки результативности их работы. Мы также продолжали осуществлять регулярный мониторинг рынка оплаты труда на основе обзоров, проводимых независимыми экспертами. Для поддержания конкурентоспособности при формировании базовой величины заработной платы Компания ориентируется на средние по рынку показатели.

При этом мы понимаем, что существующую систему оплаты можно совершенствовать. В 2010 году были определены основные направления, в рамках которых продолжится модернизация системы вознаграждения Компании.

Во-первых, мы продолжим работу над внедрением зарплатных диапазонов на основе грейдов, то есть ранжирования оплаты по должностям в зависимости от их значимости для Компании и вклада в бизнес, что позволит справедливо оценивать результаты труда сотрудников. Во-вторых, мы продолжим совершенствование системы переменной части вознаграждений, чтобы еще лучше мотивировать сотрудников к достижению целей, поставленных Компанией на следующий год. Эти меры позволят Компании предложить сотрудникам более прозрачные и стабильные условия оплаты, которые принесут и моральное и материальное удовлетворение, а Компании позволят повысить эффективность контроля над собственными затратами.

В 2010 году X5 расширила пакет социальных льгот, включив в него разного рода подарочные сертификаты, бонусные карты и скидки на покупки в магазинах X5 и у наших партнеров, в том числе скидки на непродовольственные товары, билеты на культурно-развлекательные мероприятия, услуги химчистки и транспортные услуги. Компания также выделила средства на проведение праздничных мероприятий для сотрудников, в том числе на празднование годовщин открытия магазинов и других профессиональных достижений. Мы также улучшаем условия труда наших сотрудников: организуем транспорт для работников ночной смены, ремонтируем столовые и помещения для персонала.