Годовой отчет 2010   RUS

Стратегические приобретения

Успешная интеграция сети «Патэрсон»

X5 стратегически заинтересована как в органическом развитии, так и в наращивании потенциала за счет приобретения новых активов. В 2010 году мы успешно интегрировали 75 магазинов розничной сети «Патэрсон», приобретенной в конце 2009 года, чтобы укрепить лидерство Компании в сегменте супермаркетов, используя выгодное географическое расположение магазинов этой сети и одновременно повышая показатели их работы до уровня магазинов X5. В первой половине 2010 года мы осуществили масштабную программу реконструкции и ребрендинга, в рамках которой магазины «Патэрсон» были переведены на единые стандарты, действующие в X5, и смогли использовать наши преимущества в области закупок, информационных технологий и логистики. Эффект мы увидели уже в четвертом квартале: сопоставимые продажи интегрированных магазинов выросли более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, т. е. с уровнем, предшествовавшим приобретению.

Приобретение сети «Копейка»

В декабре 2010 года X5 объявила о завершении стратегически важной сделки по покупке сети магазинов «Копейка» за 35 млрд. руб. с чистым долгом в размере не более 16,5 млрд. руб. Благодаря этой сделке X5 стала лидером в формате «мягких» дискаунтеров, наиболее популярном среди российских потребителей. Наши «мягкие» дискаунтеры «Пятерочка» демонстрируют самые высокие в отрасли показатели и являются ключевым фактором роста в рамках нашей мультиформатной стратегии. «Копейка» – сильный розничный оператор, занимающий третье место в сегменте «мягких» дискаунтеров. Более 50% его бизнеса сосредоточено в Москве и Московской области. Чистая выручка сети «Копейка» за 2010 год составила 61,6 млрд. руб., EBITDA – 3,0 млрд. руб. X5 приобрела 660 магазинов «Копейка» с общей торговой площадью свыше 290 000 кв. м.

Магазины «Копейка» во многом отвечают стандартам «Пятерочки», при этом имея серьезный потенциал увеличения показателей их эффективности и выручки до уровня в магазинах X5, в том числе за счет выгодных закупочных условий крупнейшего ритейлера. Кроме того, X5 имеет возможность сократить административные расходы и повысить операционную эффективность, для реинвестирования части сэкономленных средств в цены, предлагаемые ребрендированными магазинами.

Приобретение сети «Копейка» – это выгодная сделка, отвечающая финансовым целям X5. Мы приняли решение ускорить выполнение плана интеграции и полностью завершить ребрендинг и перезапуск всех магазинов «Копейка» в 2011 году. Это будет выгодно и Компании, и потребителям, поскольку после ребрендинга интегрированные магазины предложат им улучшенный ассортимент по более привлекательным ценам.

План интеграции сети «Копейка»

В результате сделки X5 получила контроль над сетью «Копейка» 6 декабря 2010 года. После тщательного анализа бизнеса Компания пересмотрела первоначальный план интеграции и приняла решение завершить интеграцию за год вместо ранее намеченных двух лет.

Основные направления интеграции:

  • Закупки: являясь крупнейшим российским ритейлером, X5 пользуется более выгодными условиями поставки товаров, и мы сразу же приняли необходимые меры для того, чтобы использовать синергетический эффект, связанный с более высокой закупочной силой X5. Ожидается, что все функции по закупке будут полностью интегрированы к концу 2011 года, после того как все магазины «Копейка» будут переведены на IT-платформу X5.
  • Логистика: на момент приобретения сеть «Копейка» имела семь распределительных центров (РЦ) и около 300 грузовиков. Мы сохраним наиболее эффективные РЦ «Копейки» и полностью интегрируем их в нашу систему управления цепочками поставок. К концу 2011 года мы установим в интегрированных РЦ единую систему управления складом Warehouse Management System (WMS).
  • Персонал: переподготовка персонала магазинов проводится с января 2011 года поэтапно, от региона к региону, в соответствии с графиком ребрендинга магазинов. В процессе интеграции мы постепенно устраняем дублирующие управленческие функции. Вместе с тем, мы высоко ценим профессионализм менеджеров сети «Копейка» и будем рады предоставить лучшим профессионалам новую работу в X5.
  • Замена IT-систем и перезапуск магазинов: в процессе ребрендинга магазины «Копейка» будут реструктурированы и переведены на единую IT-платформу X5. По нашим оценкам, ребрендинг и перезапуск каждого дискаунтера займет в среднем около 10 дней, а в случае конвертации в супермаркет «Перекресток» (таких магазинов менее 10) – около 45 дней.
  • Все финансовые функции, включая бухгалтерский учет, управленческую отчетность и налоговое планирование, будут полностью интегрированы после запуска магазинов под новым брендом.

X5 намерена завершить интеграцию и ребрендинг магазинов «Копейка» к концу 2011 года.